Эмблема школы

Планета 3

"Одаренные дети"

Выступление на городском методическом объединении учителей биологии


Дюкарева А.И.
учитель биологии

   Одаренные дети! Какие они? Это дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  Одаренных детей гораздо больше, чем принято думать. Их около пятидесяти процентов. В данном случае имеются в виду те дети, кто наделен творческими способностями - в спорте, технике, в науке или искусстве. В детстве все они проявляли те или иные признаки одаренности – любознательность, стремление к совершенствованию в любимой области. Но эти сигналы не были вовремя замечены и развиты. Либо настойчивости и целеустремленности не хватило, либо родители и школа оставили талант без внимания. Поэтому одна из задач учителя – выявить талантливых, одаренных детей, выявить то, чем силен тот или иной ученик, создать условия, способствующие их оптимальному развитию, включая его в разнообразную деятельность, где бы ярко проявились его способности.
  Для решения поставленной задачи необходимо увлечь, заинтересовать ребенка своим предметом. Урок – часть жизни каждого ученика, он должен способствовать развитию познавательного интереса к предмету. Если интересно, то предела познания не существует. Успех изучения биологии и дальнейших взаимоотношений между учителем и учеником зависит от первой встречи, и поэтому, идя в класс, на первый урок, я стараюсь подготовить такой материал, который запомнился бы детям и который постоянно побуждал бы к познанию мира. И здесь я руководствуюсь опытом Н.Н. Палтышева. Обычно я рассказываю на первых уроках об истории людей, исследовавших природу; об их судьбах и открытиях. При этом обращаюсь к искусству и использую фрагменты музыкальных произведений Моцарта, Баха, Шопена, стихи Заболоцкого и Пастернака, картины Шишкина, Репина, Леонардо да Винчи. Все это способствует более глубокой мыслительной активности, воспитывает лучшие человеческие качества, заставляя всех стремиться к совершенству.
  Особое внимание обращаю на учащихся 5 – 6 классов. У детей этого возраста интересы неустойчивы, увлечения часто меняются, поэтому работу стараюсь сделать многообразной, чтобы удовлетворить разные вкусы и меняющиеся запросы. Приведу некоторые примеры. Изучая тему «Фотосинтез» цитирую слова К. А. Тимирязева: «Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист. До конца прошлого столетия лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесплодного наряда…» Докажите, что это не так, защитите лист, покажите его роль в жизни всех живых организмов. И вот как это делает ученик 6В класса. Он пишет письмо: Приветствую тебя, Зеленый Лист! Хочу в своем письме выразить тебе особую благодарность за то, что ты существуешь на свете. Удивительно, что тобою в процессе фотосинтеза производятся органические вещества и кислород. Это происходит тогда, когда в твоих живых клетках имеется хлорофилл, когда светит солнце, есть углекислый газ и вода. Но, конечно, не все так просто. Тебе помогает твой друг Корень, у которого есть зона всасывания с выростами клеток – корневыми волосками. Они всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Жидкость поднимается по проводящей ткани древесины. В твоей структуре, Зеленый Лист, имеются жилки, по которым вода распространяется по всему листу. А вода необходима для фотосинтеза. Углекислый газ поступает в тебя, Зеленый Лист, через устьица. Они находятся в бесцветных клетках твоей кожицы. И вот чудо произошло! Выделился необходимый для жизни всего живого кислород. Мы обещаем тебе, Зеленый Лист, охранять, любить и изучать мир растений и животных. С уважением к тебе Мясников Роман».
  Также предлагаю написать стихи, небылицы, сказки, в которых были бы биологические ошибки. И в теме «Опыление растений» Шипилова Виктория (6В класс) пишет стихи:
  Какой сегодня день хороший!
  Одна пчела летит, за ней вторая
  Ну, ветерок родной, не подкачай,-
  Вот целый рой, какая благодать!
  Опыли-ка картофель, горошек –
  Летят, березки щедро опыляя,
  Будет щедрый у нас урожай.
  Рожь опылят – ведь им не привыкать.
  (Картофель и горох – самоопылители). (Рожь и береза – ветроопыляемые).

  Какие соцветья у яблони с вишней!
  К ним ветер летит, мой хороший знакомый.
  И опылит, чтоб урожай отличный вышел
  Прочь от соцветий, надоедливые пчелы!
  (Яблоня и вишня – насекомоопыляемые).
   Все желающие школьники становятся активными членами клуба «Почемучек». Им предлагается самостоятельно, путем логических рассуждений попытаться ответить на поставленные вопросы, чаще всего проблемные, решить познавательную задачу. Вот примеры таких вопросов: 1. После сильного дождя рожь на поле «полегла». Однако как только погода изменилась, рожь « встала». Почему? 2.Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, летом – с белыми или желто-белыми. Почему? 3. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на пшенице. Почему?
   Давая задание на дом, оставляю некоторые вопросы без ответов, говоря, что ответ должен найти любознательный. Так, объясняя признаки насекомоопыляемых растений рассказываю легенду, которая гласит: Бог запретил работать в воскресение, а пчелы его ослушались. И теперь они не питаются нектаром этих цветков, а опыляют их шмели. Какой это цветок? И в чем действительная причина.
   Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В. А. Сухомлинский. Поэтому на моих уроках почетное место занимает игра. Игры могут быть самые разные: четвертый лишний, помоги им, заседание ученого совета и другие.
   Такие приемы помогают мне понять, кто из учеников всерьез увлекся биологией. И на следующем этапе работы важно поддержать их интерес к предмету и постараться расширить горизонты их познания.
   С 7 класса я начинаю привлекать детей на конкурсы, хотя основные участники значительно старше их. Это позволяет сравнить им свои знания и возможности с ребятами более знающими. Таким конкурсам предшествует основательная подготовка во внеурочное время. Особенно важны на этом этапе экскурсии, работа с определителями, коллекциями. Большое внимание уделяю работе с дополнительной литературой. И на смену клубу «Почемучек» открывается рубрика «За страницами учебника». На каждом уроке ребята обязательно рассказывают интересные факты о животных, находят ответы на проблемные вопросы, решают творческие задачи. Например: у птицы тимели (семейство воробьиных) черная полоса проходит через глаз по голове. В чем заключается биологический смысл такой необычной окраски? ; правильно ли с научной точки зрения выражение: «Птицам не так страшен холод, как голод?»; часто можно услышать: «Ест мало, как птичка». Насколько обосновано такое утверждение.
   Учащиеся 8-х классов посещают кружок «Юный медик». Ребята получают не только более глубокие знания по курсу «Человек и его здоровье», но и организовывают шефство над младшими школьниками, пропагандируют здоровый образ жизни, выступая с докладами в других классах. В старших классах, где учебный материал сложен, очень эффективны лекции, семинары, конференции, индивидуальные и групповые консультации. Работа на таких уроках активизирует познавательную деятельность, учит работать с дополнительной литературой, подбирать факты из различных источников, формирует умение логически излагать свои мысли, анализировать ответы товарищей. К.А.Тимирязев отмечал: «…Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». Поэтому на своих уроках и кружках большое внимание уделяю биологическому эксперименту, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности , способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия , решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Одни эксперименты предлагаю сама (опыты по изучению фотосинтеза, влияние на рост побега удаления верхушечной почки, по изучению испарения воды листьями, изучение способов передвижения большого прудовика, изучение ответных реакций моллюсков на действие химических раздражителей, изучение последствий перетяжки пальца, определение жизненной емкости легких, изучение приспособленности организмов к различным условиям и другие). В других случаях даю возможность школьникам самим предложить эксперимент, чтобы доказать тот или иной результат. При изучении темы «Семя» рассказываю историю, произошедшую с пароходом «Харьков»: пароход плыл из-за границы домой в Одессу. Недалеко от Константинополя он наскочил на каменистую мель. В днище образовалась пробоина, и в трюм начала поступать вода. Авария была незначительной, и можно было дойти до Одессы. Но в трюме были мешки с бобами… Пароход развалился на две части – носовую и кормовую. Так по частям его и доставили в родной порт. Затем даю вопросы для обсуждения: почему развалился пароход и при чем здесь бобы? Как можно доказать это экспериментально? В результате рассуждений закладываем опыт: пузырек наполняем сухими семенами гороха и песком, добиваясь заполнения последним всех пустот среди семян. Это делаем для того, чтобы разбухшие семена не могли заполнить пустоты, что уменьшило бы давление семян на стенки пузырька. Затем в пузырек вливаем воду до полного смачивания песка. Пузырек закрываем пробкой и ставим его в полиэтиленовый мешок. Через сутки пузырек оказывается расколотым. При ознакомлении обучающихся со строением яйца птицы прошу придумать и описать эксперимент, выясняющий наличие пор в скорлупе и их примерное количество на тупой и острой ее частях. Продемонстрировать результаты опыта и рассказать о них предлагается на следующем уроке.
   В 8-9 классах начинаем пробовать себя в настоящей научно-исследовательской работе. Предварительно с ДЭБЦ, педагогом дополнительного образования Дороховой Александрой Кузминичной обговариваем тему исследовательской работы. В течение учебного года ребята работают самостоятельно по теории изучаемой темы, наша работа заключается теперь в корректировке тех знаний, которые добывает ребенок. В весенний период исследуем урочища нашей местности с целью выявления флористических группировок редких и исчезающих растений; летний период времени эти ребята становятся участниками летней городской экспедиции, где теоретические знания применяют на практике. Все они являются членами школьного научного общества «Эрудит». Они принимают участие со своими исследования в работе городской научно-практической конференции, становятся лауреатами и дипломантами Всероссийский акций и конкурсов. Это Цыбулина Татьяна (Всероссийский конкурс «Первые шаги» и форум «Зеленая планета»), Горохова Елена (Всероссийский конкурс «Первые шаги» и заочная телкоммуникационная конференция «Содружество»), Ананьева Ольга (Всероссийская заочная телекоммуникационная конференция «Содружество»). Поскольку наши олимпиады проводятся в форме тестирования, то на своих уроках большое внимание уделяю усвоению школьниками терминов. Для этого провожу терминологические диктанты (дав задания обучающимся письменно пояснить понятийное значение терминов, дать определение терминов, сама даю определения, а ребята записывают только название термина, можно дать самостоятельную работу со словарем). Если была самостоятельная работа со словарем, то как правило, выполненное задание проверяю не сразу, а, приступив к пояснению материала, ввожу нужный термин и предлагаю объяснить его значение. При необходимости уточняю, дополняю. В результате термины несколько раз прорабатываются и лучше усваиваются.
   Так же считаю необходимым повторять уже известный материал, изученный в 6-7 классах. Так, изучая «Биологию человека», прошу проследить эволюцию той или иной системы органов (нервной, кровеносной, дыхательной и т. д.) И если есть возможность показать видеофильм по этим темам, то делаю это без звукового сопровождения и предлагаю нескольким ученикам прокомментировать. Но такая работа под силу только сильным ученикам.
   Таким образом, подготовкой к олимпиаде занимаюсь во время уроков, на экскурсиях в природу, на кружковых занятиях, при проведении викторин и конкурсов, биологических вечеров, предметных недель и других форм массовой работы. В нашей школе также существуют специальные занятия для успешного усвоения спецкурса по биологии. Это элективные курсы «Решение задач по биологии» и факультативный курс «Эволюция органического мира» (по 1 часу в неделю). Однако с особо увлеченными биологией я занимаюсь индивидуально. При подготовке к олимпиадам используем следующую литературу:
  - прежде всего учебники линии И.Н.Пономаревой, а также альтернативные;
  - Н.Б.Чебышев «Биология для поступающих в ВУЗы»;
  - Г.Л.Билич «Полный курс. Биология»;
  - Э.Хадорн «Общая зоология»;
  - Г.П.Яковлев «Ботаника».
  Широко приветствую и поощряю самостоятельный поиск дополнительных знаний и использование учениками компьютерных программ.
  Необходимо отметить, что большие затруднения вызывают задания практического тура. Главная причина – слабая материальная база учебного кабинета.
   В результате такой работы мне удалось подготовить призеров городских и областных олимпиад – это Базарова Екатерина ( призер городских олимпиад); Цыбулина Татьяна (победитель городских и призер областных олимпиад); Ананьева Ольга (призер городских олимпиад); Горохова Елена (призер городских олимпиад); Лебедева Яна (призер городских олимпиад).
   В заключении хочу сказать, что прилагаемые усилия в подготовке участников предметных олимпиад приносят свои обильные плоды, ведь каждый такой ученик это будущий студент, а затем специалист, который через всю жизнь пронесет наши труды. Многие мои выпускники стали студентами ВУЗов, где профилирующим предметом является биология: Уманец Елена (Воронежская государственная медицинская академия); Базарова Екатерина, Цыбулина Татьяна, Черемисинов Максим, Шутко Яна (Курский государственный медицинский институт), Волкова Александра (С.-Петербургская медицинская академия им. И.М.Сеченова).


Старый Оскол, © Школа № 28

Hosted by uCoz