Межпредметные связи в решении прикладных задач по комбинаторике, статистике и теории вероятности
Практическое занятие методического объединения учителей математики,
физики, информатики и ИКТ, черчения
  Цель:
- Роль и место данных тем в школьном курсе математики и их связь с другими предметами.
- Помощь учителям в решении задач по элементам комбинаторики, статистике и теории вероятности.
- Вывод формул для нахождения перестановок, сочетаний, размещений.
- Систематизация и решение задач по предложенным темам.
  Почти невозможно указать сферу жизнедеятельности человека, где бы ни использовались элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности. Неоспорима роль комбинаторики, статистики и теории вероятности в прогнозировании различных социальных и экономических событий, проявлений аномальных природных явлений. Поэтому для современного образованного человека знания по данным разделам математики в плане его общей культуры важны.
  В настоящее время заканчивается подготовка, и уже начались практические мероприятия по включению в школьный курс математики этой темы. А с 2006-2007 учебного года изучение этого материала будет обязательным.
  Ввиду того, что многие учителя испытывают значительные затруднения при решении задач по новой тематике, поэтому сегодня и проводим это занятие.
  По этой теме составлен элективный курс по информатике для профильных классов учителями Вялых Т.В. и мной, где эти задачи решаются на электронных таблицах и использованием языков программирования.
  Сейчас мы познакомимся с задачами по комбинаторике.
  Дадим определение комбинаторики:
  «Комбинаторика – это раздел математики, в котором исследуются и решаются задачи выбора элементов из исходного множества и расположения их в некоторой комбинации, составляемой по заданным правилам».
  Рассмотрим, как различные составляемые комбинации элементов в задачах одной комбинации могут отличаться друг от друга.
  I вариант: только порядком расположения выбранных элементов. Такие комбинации мы назовем перестановками из n элементов.
  II вариант: только составом входящих в комбинацию m элементов из n, без учета порядка их расположения. Такие комбинации мы назовем сочетаниями m элементов из n элементов.
  III вариант: комбинации n элементов по m, которые отличаются либо составом, либо порядком расположения m элементов из n элементов в комбинации.
  Сейчас покажем решение задачи на каждый вариант. Особая примета комбинаторных задач – вопрос: «Сколькими способами можно составить эти комбинации?»
  Решим задачу, которая относится к первому варианту составления комбинаций из n элементов.
  Вспомним еще раз. В этом варианте элементы отличаются только порядком расположения n элементов.
  Детям интересны задачи, которые взяты из литературы, жизни.
  Всем известна басня Крылова «Квартет».
  Задача № 1. 4 горе-музыканта из басни Крылова давно пересаживались с места на место. В ходе этого «творческого поиска» Осел внес предложение «Мы верно, уж поладим, коль рядом сядем». Попробовали – не помогло. Но в ряд-то сесть можно по-разному! Определить, сколькими способами, это возможно».
  Задача № 2. Проходит конкурс красоты. Осталось 5 участниц. Нужно угадать, кто займет в конкурсе I, II, III места. Сколько всего существует вариантов ответов?
  Задача № 3. На уроке физкультуры школьники могут построиться в шеренгу, бегать, прыгать, лазать по канату. Затем 12 человек перевели в другое помещение, где упражнения на брусьях могут делать только 3 детей, а на перекладине – 4 детей.
  Приложение
  ЗАДАЧИ НА КОМБИНАТОРИКУ
- Курьер должен разнести пакеты 7 различных учреждений. Сколько маршрутов может он выбрать?
- Cколькими способами может разместиться семья из трех человек в четырехместном купе, если других пассажиров в купе нет?
- В классе 7 человек успешно занимаются математикой. Сколькими способами можно выбрать из них двоих для участия в математической олимпиаде?
- Четыре друга купили билеты в кино: на 1-е и 2-е места в первом ряду и на 1-е и 2-е места во втором ряду. Сколькими способами друзья могут занять эти 4 места в кинотеатре?
- Сколькими способами могут быть заняты первое, второе и третье места (по одному человеку на место) на соревнованиях, в которых участвуют: 1) 5 человек; 2) 6 человек.
- Сколько существует способов выбрать троих ребят из четверых желающих дежурить по столовой?
- Сколькими способами 9 человек могут встать в очередь в театральную кассу?
- Из 30 участников собрания надо выбрать председателя и секретаря. Сколькими способами это можно сделать?
- В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора?
- Семь мальчиков, в число которых входят Олег и Игорь, становятся в ряд. Найдите число возможных комбинаций, если:
а) Олег должен находиться в конце ряда;
б) Олег должен находиться в начале ряда, а Игорь – в конце ряда;
в) Олег и Игорь должны стоять рядом.
- Сколькими способами могут быть распределены первая, вторая и третья премии между 15 участниками конкурса?
- Из лаборатории, в которой работают заведующий и 10 сотрудников, надо отправить 5 человек в командировку. Сколькими способами это можно сделать, если:
а) заведующий лабораторией должен ехать в командировку;
б) заведующий лабораторией должен остаться?
- Сколькими способами 5 мальчиков и 5 девочек могут занять в театре в одном ряду места с 1 по 10? Сколькими способами они могут это сделать, если мальчики будут сидеть на нечетных местах, а девочки – на четных
- Сколькими способами можно изготовить трехцветный флаг с горизонтальными полосами, если имеется материал 7 различных цветов?
- На полке стоит 12 книг: англо-русский словарь и 11 художественных произведений на английском языке. Сколькими способами читатель может выбрать 3 книги, если:
а) словарь нужен ему обязательно;
б) словарь ему не нужен?
- Сколькими способами 6 студентов, сдающих экзамен, могут занять места в аудитории, в которой стоит 20 одноместных столов?
- В классе учатся 16 мальчиков и 12 девочек. Для уборки территории требуется выделить четырех мальчиков и трех девочек. Сколькими способами это можно сделать?
Минченко Н.П.
|