Эмблема школы

Планета 3

Методические рекомендации

  1. По внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  2. Руководителю методического объединения.
  3. Учителям, преподающим предметы естественно-математического цикла.
  4. Классному руководителю.

Внедрение предпрофильной подготовки и профильного обучения

Приказом по управлению образования и науки Белгородской области в 2004 году наша школа включена в областной эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению. В школе открыты профили:

  • социально-экономический
  • физико-математический
  • химико-биологический

Это предполагает:

  • изучение предметов на базовом уровне;
  • углубленное изучение математики, химии, биологии, истории;
  • обеспечение возможности продолжить образование в высших учебных заведениях разных профилей в результате полученных в средней школе знаний и приобретенной культуры мышления.

Введение профильного обучения на старшей ступени ставит выпускников основной школы перед необходимостью выбора профиля обучения, который станет основополагающим фактором в приобретении будущей профессии. Поэтому все структурные подразделения школы нацелены на создание условий, позволяющих обучающимся раскрыть свои способности и склонности. Это особенно важно на этапе предпрофильной подготовки. Деятельность учителя при проведении эксперимента по предпрофильной подготовке и профильному обучению включает:

  • понимание целей и задач предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • знание и использование методов предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • владение учебно-методическим комплектом, что предполагает методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения, которое и явилось новым направлением деятельности методической службы.

Это направление работы реализуется через:

  • создание нормативно-правовой базы;
  • отработку механизма формирования учебных планов для классов, участвующих в эксперименте;
  • курсовую переподготовку учителей;
  • создание банка учебной и методической литературы;
  • разработку программ элективных курсов и организацию их занятий.

Нормативные документы разработаны на основе Типовых положений и в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией предпрофильной подготовки и профильного обучения, Письмом департамента общего и дополнительного образования Министерство образования РФ, а также с учетом особенностей образовательного пространства школы: контингента обучающихся, высокого профессионализма учителей, соответствующей материально-технической базы, потребности социума.

Характерной чертой работы методической службы в условиях реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения является аналитическая и диагностическая деятельность. Значительное внимание уделяется также теоретической и методической подготовке учителей. Эта работа ведется через: - тематические заседания МС, МО учителей, работу творческой группы, семинары, консультации, педагогический совет, где рассматриваются вопросы:

  1. Цели, содержание, организация экспериментальной работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению.
  2. Задачи коллектива в условиях перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение.
  3. Особенности содержания образования в предпрофильных и профильных классах.
  4. Изменение приоритетных целей школьного образования в условиях перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение.
  5. Методика разработки программ элективных курсов.

Руководителю методического объединения

Материалы методического совета



  1. Титульный лист материалы методического объединению
  2. Содержание
  3. Кадры (количественный и качественный состав)
  4. План
    1. Анализ (проблемный)
    2. Целеполагание (цель, задачи)
    3. Содержание
    4. Заседание
    5. Межсекционные занятия
  5. Протоколы
    • Слушали:
    • Выступили: не менее 3- х
    • Решили: не менее 3-х решений
  6. Учебно-методический комплект
  7. Нормативно-методические материалы (методические письма РИПКППС, ИМЦ и т.д.)
  8. Материалы об использовании Интернета
  9. Материалы из опыта работы
  10. Приложение (доклады, справки)

    Все материалы за последний год хранятся в одной папке.

    Протокол заседания методического совета

    Учителям преподающим предметы естественно-математического цикла

    1. Считать приоритетной ведущей задачей совершенствования учебно-воспитательного процесса усиление его фундаментальности и в связи с этим направленности на достижение обязательного (базового) и повышения уровней общеобразовательной естественно-математической подготовки в соответствии с государственными образовательными стандартами.
    2. Использовать в качестве основных содержательных ориентиров деятельности по повышению уровня технологизации преподавания следующие направления:
      • Достижение адекватности содержания обучения задачам интеллектуального развития личности обучающегося, его мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, самоопределения в отношении выбора профиля образования и в дальнейшем – в отношении профессионального самоопределения;
      • формирование у учащихся наряду со знаниями и умениями познавательных и созидательных способностей, необходимых для практической деятельности, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
      • актуализация учебной информации, раскрывающей прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук, показывающих роль математики, информатики, физики, химии, биологии, географии в осуществлении научно-технического процесса, в развитии современной и будущей цивилизаций, а также для безопасности жизнедеятельности в быту и производственной сфере, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;
      • достижения единства интерпретации общих для естественных наук понятий, законов и теорий, последовательности в раскрытии их сущности и структуры;
      • раскрытие тесной взаимосвязи физических, химических и биологических явлений, а также роли построения математических моделей для предсказания этих явлений и формирование структуры их теоретического обоснования;
      • формирование на системной основе методологических знаний, базирующихся на общих основах естественнонаучного метода познания; освоение на компетентносном уровне основных исследовательских процедур – от выдвижения гипотез до формулирования выводов на основе экспериментальных данных;
      • разработка (формирование на основе педагогического опыта) по каждому учебному разделу, каждой учебной теме программы системы задач и проектов различного уровня сложности (минимального, общего и повышенного (продвинутого)) как содержательной базы перехода от информационно – знаниевого обучения к личностно - деятельностному;
      • ограниченное включение в процесс обучения информационно компьютерных ресурсов как средств усиления его содержания и инструментов управления (самоуправления) учебно-познавательной деятельностью.
    3. В процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных технологий наряду с вышеизложенном обеспечить:
      • усиление целеполагания при проектировании учебно-познавательной деятельности учащихся посредством:
      • диагностичного задания целей усвоения учебного материала (учебного раздела, учебной темы, учебного занятия), предусматривающего определения ля каждого уровня усвоения тех действий, которые учащиеся должны успешно совершить в итоге обучения;
      • постановки целей усвоения учебного материала с учетом образовательных потребностей, интересов и возможностей школьников;
      • реализацию возможностей дифференциации обучения путем включения в его структуру разноуровневого содержания образования в соответствии с результатами диагностики личностных особенностей учащихся;
      • достижение рационального сочетания перспективных, логических, диагностических методов организации учебно-познавательной деятельности, методов стимулирования и мотивации учения, контроля и самоконтроля на основе теории оптимизации обучения;
      • обеспечение строгой направленности структурно-содержательных и процессуальных компонентов, всего хода обучения (последовательно развертывающихся во времени этапов и учебно-воспитательных моментов) на учебные цели;
      • повышение роли использования методов проблемного обучения в ходе организации усвоения новых знаний и контроля за результатами учебно-познавательной деятельности школьников;
      • разработку и осуществление процедур мониторинга промежуточных (текущих) результатов обучения, прогнозирования на этой основе условий успешного достижения конечного образовательного результата и соответствии коррекционно-регулирующих действий по достижению запланированных целей;
      • оптимальный учет в организации учебного процесса основных положений синергетики, того научного факта, что образовательный процесс не может быть абсолютно жестко алгоритмизирован и требует непрерывного творчества учителя в соответствии со складывающейся образовательной ситуацией.
    4. Адаптацию тех или иных образовательных технологий к конкретным социально- педагогическим условиям осуществлять на основе саморефлексии достигнутого уровня технологизации преподавателя, учета характера нерешенных образовательных проблем, реальных и потенциальных возможностей субъектов педагогического взаимодействия для их разрешения; особое внимание уделить освоению образовательных технологий, базирующихся на интроактивном и интерактивном информационных режимах, использовании диалогических форм педагогического взаимодействия, методов организации самостоятельной работы, рефлексивном управлении учебно-познавательной деятельностью (модульное обучение проблемно-модульное обучение, программированное обучение; коллективный способ обучения, проектное обучение, проблемное обучение и др.).

      Классному руководителю

      Памятка по составлению характеристики класса

      1. Количество обучающихся в классе, наличие второгодников и переростков.
      2. Общая характеристика классного коллектива: особенности классного актива, степень его влияния на жизнь класса и каждого школьника, круг коллективных интересов, отношение класса к общешкольным делам и общественным поручениям, соответствие требований воспитателя внутренним требованиям коллектива, традиции классного коллектива, степень сплоченности, взаимопомощь, система взаимоотношений и зависимостей внутри коллектива, система общественных поручений (постоянных и периодических) у каждого школьника.
      3. Восприимчивость коллектива к рекомендациям старших, особенности влияния на коллектив классного руководителя, учителей, родителей, авторитеты, признаваемые классом.
      4. Отношение класса к учебной работе: деление обучающихся класса по отношению к учебе - сколько детей учатся с интересом, много читают, активно работают на уроках, помогают в учебе товарищам, сколько исполнительных и старательных, но с низкими учебными показателями, равнодушных и пассивных к учебному труду. Меры педагогического воздействия, принимаемые для повышения уровня учебной работы, их результативность.
      5. Общественное лицо класса — состав обучающихся и их отношение к общественно-полезной деятельности: много и с интересом работают, активны в общественной работе, участвуют в общественной деятельности без особого энтузиазма и интереса, проявляют инертность.
      6. Выводы: оценка руководителями, их результативность, перспективы развития коллектива, пути и средства его дальнейшего совершенствования.

      Анализ воспитательной работы

      Назовите цели и задачи развития коллектива в этом учебном году. Были они решены? Да. (Назовите положительные моменты). Нет. (Почему? Укажите причины)

      Какие возникли проблемы в работе по созданию классного коллектива? Какие мероприятия по повышению уровня развития коллектива планируете в новом учебном году?

      Уровень и особенности развития детского коллектива. Оцените по пятибалльной шкале:

      Степень сформированности ценностных ориентации. Рост личностных достижений учащихся.

      Деятельное участие в преобразовании окружающей действительности. Поведенческий аспект. Повышение общей культуры.

      Оцените отношения в коллективе между девочками и мальчиками, детьми и взрослыми. Имеются ли в классе лидеры? Назовите их. Каково влияние их ценностных ориентации на ребят, на жизнедеятельность класса? Назовите имена детей, которые наиболее активно участвовали в жизни класса, школы.

      Каков уровень воспитанности учащихся? Есть ли изменения по сравнению с предыдущими годами? Какие?

      Дайте оценку активности и включенности родителей в жизнедеятельность класса, в чем конкретно участвовали, какую помощь Вам оказали в воспитательной деятельности? Назовите активных родителей. Назовите членов родительского комитета класса и направления их работы.

      Какие формы самоуправления существуют в классе? Какова их роль в жизни класса и влияние на развитие личностей детей? Планируете ли Вы работу по развитию самоуправления на будущий год? Перспективные направления в данной работе.

      Каким образом осуществляется контроль за успеваемостью и учебной дисциплиной?

      Какие формы, виды, методы работы используются для развития познавательных интересов, для положительной мотивации учения? Работа с учителями-предметниками по координации деятельности и организации учебы.

      Какие направления в работе с детьми Вам особенно удаются? Что у Вас не получается в работе с детьми? Почему, по-вашему, не получается?

      Проанализируйте план воспитательной работы за год. Как решался на практике комплекс задач. Выполнены ли они? Какие мероприятия способствовали этому? Если не выполнены, укажите причины.

      Перечислите формы воспитательной работы, которые Вы использовали. Перечислите методы работы.

      Какова Ваша тема самообразования на учебный год? Основные вопросы воспитательной работы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа по теме самообразования? Была ли она проведена? Каковы результаты и выводы?

      Назовите основные задачи (проблемы), поставленные Вами на будущий учебный год в работе

      • с детьми
      • по развитию детского коллектива
      • с родителями

      Ваша тема самообразования. Основные вопросы, взятые для изучения.


Старый Оскол, © Школа № 28

Hosted by uCoz