Городской семинар "Готовимся к итоговой аттестации"
  
«Какое место среди изучаемых в школе предметов вы отводите русскому языку?» - спросила я у заместителя директора МОУ «ИМЦ» г.Старый Оскол Еланской Л.А. И услышала вообщем-то неординарный, неожиданный, философский ответ: «Стратегическое». Действительно, изучение школьных предметов без твердого овладения русским языком невозможно. Видимо, неслучайно, учитывая значение русского языка, как руководства всей учебной программой, как руководство всей общественной и политической жизнью в стране, 2007 год проходит под эгидой Года Русского Языка.
  
Результат работы преподавателя-словесника – итоговая аттестация в 9 и 11 классах. А подготовка к ней проходит, начиная со среднего звена. О системе работы в этом направлении рассказали преподаватели русского языка и литературы школы № 28 слушателям курса русского языка Старооскольского городского института усовершенствования учителей.
  
Заместитель директора школы по УВР Кузнецова М.Н. познакомила собравшихся с деятельностью педагогического коллектива, отметила, что главным направлением всей работы преподаватели считают подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. С фрагментами такой подготовки познакомили слушателей курсов учителя.
  
Толмачева Н.В. показала, как проходит работа над сочинением-рассуждением в 9 классе. Определяя тему и ход урока, она заострила внимание детей на значение эпиграфа, записав на доске слова А.М.Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Дети справились с заданием по определению тезиса, аргументов и вывода в предложенном тексте, работали с материалами о значении чтения, подобранными дома. Интересным было выступление Марины Корневой, которая, готовясь к олимпиаде по истории, узнала, что на дверях древнеегипетской библиотеки была вывеска: «Азбука души».
  
Оценивая урок преподавателя Ксеневой Т.П. по обобщающему повторению орфографии, учителя сказала, что введут в практику своей работы употребление сигнальных карточек, активизирующих работы каждого ученика. Урок прошел на одном дыхании. Татьяна Петровна спланировала его четко, продуманно, провела интересно, принимая ответы учащихся и вместе с классом объясняя ошибки.
  
В работе по подготовке к итоговой аттестации учитель используют информационную технику, что наблюдалось в 9 классе, где велась работа над выразительными средствами. Изучая с ребятами использование лексических богатств русского языка И.С.Тургеневым в стихотворении в прозе «Голуби», учитель Рязанцева ЛП. Вместе с учащимися определяли роль гипербол, эпитетов, метафор, раскрывали особенности их употребления. Урок проходил в компьютерном классе, что свидетельствует о практике работы учителя и ученика с информационной технологией.
  
Интересным было выступление психолога школы Прохоровой О.А., где прозвучала мысль о том, что почти все выпускники испытывают состояние стресса перед сдачей экзаменов, страх потерять шанс самореализации, раздражительность А значит, начиная с 5 класса, необходимо давать детям психотехнические навыки, повышающие эффективность подготовки к ЕГЭ. Ольга Александровна рассказала, как в 28 школе в течение двух лет осуществляется психологическая поддержка обучающихся в ходе подготовки к экзаменам.
Немаловажную роль играет преемственность в обучении русскому языку в вышеуказанной работе. Отлично владея информационными технологиями, Селезнева О.В. рассказала в своем докладе как с помощью схем, графиков, рисунков она готовит обучающихся к итоговой аттестации с 5-го класса. У нее создана целая система подготовки, основанная на преемственности в изучении русского языка.
  
Учитель Семисалова В.П. провела повторение фонетики, орфоэпии, орфографии, лексики на материале контрольных тестов. Умело совмещала работу с компьютером, над заданиями которого трудилась одна часть класса, а другая - отвечала на вопросы сборника, данные в варианте № 5.
Понимая, что самая трудная для одиннадцатиклассников – это часть С, учитель, прочитав отрывок из «тихого Дона» М.А.Шолохова, вместе с ребятами определила стиль текста, его тему, решила с ними вопрос: «Над какими орфографическими правилами мы работали?»
  
Завершающее семинар занятие проходило в школьном этнографическом музее. Библиотекарь Шакалова Н.Т., зная, как велико знание литературно-краеведческого материала в работе над сочинениями, провела экскурсию «Золотое кольцо Белогорья». Экскурсия, как мне кажется, не оставила равнодушным никого. Мы услышали о герое-летчике Горовце Александре, погибшем в Прохоровке, о первых литрах подсолнечного масла, выжатого в Алексеевке, о восхищении Екатерины II костюмом белгородской крестьянки, о тайне башни с. Головчино, о великом русском актере Щепкине, о тружениках ОЭМК, о подземном монастыре в Холках. Это ли не та благодатная почва, на которой нам растить человека – патриота?!
  
А во время подведения итогов учителя-словесники 28-й школы услышали в свой адрес слова благодарности. А самое главное – положительную оценку системе работы педагогического коллектива школы № 28 по подготовке к итоговой аттестации.
  З.В. Татевосова
|