Эмблема школы

Планета 3

Повышение качества образования как результат мониторинга

Выступление на международной научно-практической конференции
«Образование, наука, производство и управление»


Башта В.А.
учитель физической культуры

   В последние годы во всем мире в силу целого ряда социально-экономических причин растет интерес к проблемам образования, которое является важнейшим условием прогрессивного развития общества. Одной из наиболее важных проблем образования в России является проблема качества образования.

  Качество образования такая совокупность его свойств, которая обуславливает способность удовлетворять требования общества в области подготовки специалистов, обладающих необходимыми личностными качествами и квалификацией.

  Общая модель системы образования в России может быть представлена как сложная блочная структура, в которой каждый «блок» характеризуется определенным качеством, т.е. здесь имеет место разделение качества образования по ряду оснований: уровню, ступени, единству воспитания и обучения, содержанию, структуре образовательных учреждений и т.д. Так, например, по уровням образования определяется качество:
а) образование на федеральном уровне обобщения;
б) региональных систем образования;
в) отраслевых систем профессионального образования;
г) образования на уровне отдельных образовательных учреждений.

  По ступеням непрерывного образования определяется качество:
а) дошкольного образования;
б) школьного образования;
в) начального профессионального образования;
г) среднего профессионального образования;
д) дополнительного (общего и профессионального) образования;
е) послевузовского образования.

  Определение качества образования как функции соответствия объекта исследования образования в совокупности характеризующих его свойств (качеств, составляющих) - норме обозначило самостоятельные проблемы его исследования и последующего мониторинга.

  Под мониторингом понимается отслеживание состояния объекта и фиксация проблем, осуществляемые на основе систематизации и обработки, прежде всего, существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений; прогнозирование тенденций и выработка рекомендаций по корректировке развития объекта мониторинга. Объектами мониторинга являются:
– качество образования, под которым понимается качество подготовленности обучающихся с точки зрения государственных и общественных потребностей, а также потребностей личности в получении образования;
– система обеспечения качества образования, включающая в себя основные структурно-функциональные аспекты деятельности учебного заведения.

  Мониторинг качества образования в школе осуществляется с учетом временных рамок функционирования образовательной системы школы (учебная четверть, полугодие, учебный год). В мониторинговом исследовании используются различные способы и каналы получения информации для проведения оценивания и диагностики качества образования: анализ статистических данных; анкетирование; экспертное оценивание; контент - анализ документов; квалиметрические методики и процедуры; заключения, решения и оценки официальных структур управления отраслевого, регионального, федерального уровней и т.п.

  В ряде публикаций последних лет показано, что уровень физической подготовленности многих школьников находится на чрезвычайно низком уровне. Наиболее существенными причинами такого положения являются не только малое число уроков физической культуры и неудовлетворительное состояние материальной базы, но и, что особенно важно, неуправляемость физического воспитания в школах. На сегодняшний день, по сути дела, все функции управления физического воспитания в школе не реализуются, (это относится к планированию, контролю, организации, стимулированию и т.п.). Одно же из наиболее важных условий для реализации основных функций управления - обеспечение информацией о конечном результате деятельности ребенка.

  Выставляемые на уроках физической культуры оценки не могут быть конечным результатом. Цель должна быть операционально задаваема, т.е., прежде всего, измеряема. И на уроках физической культуры такой операционально задаваемой целью должны являться показатели выполнения нормативных требований по контрольным тестам, определяемым учебными программами. На это прямо указывается в Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации (статья 14).

  В то же время, если свою оценку по предмету «Физическая культура» знают все учащиеся, то, к сожалению, норматив, который они должны выполнять к окончанию учебного года, и свои результаты в контрольных упражнениях школьники назвать не в состоянии. Показательно и то, что лишь около 8% учителей физической культуры могут определить конкретные индивидуальные упущения в физической подготовленности занимающихся у них учащихся (Семенов Л.А., Фитина Л.Н.).

  При отсутствии у субъектов процесса физического воспитания информации о конечном результате не может быть осуществлено целевое планирование, а следовательно, и контроль ни в одном из звеньев: учащийся - учитель физической культуры - директор (контроль не может быть осуществлен и со стороны управления образования). В свою очередь без целевого планирования и контроля не могут быть реализованы организационная (направленная прежде всего на осуществление коррекционного воздействия) и стимулирующая (в отношении всех субъектов процесса) функции.

  Таким образом, ключевой проблемой, решение которой позволит сделать процесс школьного физического воспитания (и не только школьного) управляемым и, как следствие, значительно более эффективным, является, на наш взгляд, обеспечение информацией всех субъектов процесса физического воспитания, что, в свою очередь, может стать возможным лишь при организации мониторинга физической подготовленности учащихся.

  Целью исследования, было экспериментально доказать эффективность организации мониторинга на уровнях муниципальных образований и общеобразовательных школ.

  Для оценивания физической подготовленности использовались тестовые методики и нормативные требования к ним, предусмотренные основным программно-нормативным документом. Комплексной программой по физическому воспитанию в общеобразовательной школе: бег 30 м (оценка быстроты); 6-минутный бег (оценка выносливости); прыжок в длину с места (оценка скоростной силы); наклон вперед из положения сидя (оценка гибкости); подтягивание на высокой перекладине (оценка силы у мальчиков).

  Предусмотренная учебной программой тестовая методика для оценивания силы у девочек (подтягивание на низкой перекладине) была заменена первоначально на «вис на перекладине на согнутых руках», а в дальнейшем на «поднимание — опускание туловища из положения лежа на спине в течение 30 секунд». Основанием для замены тестового упражнения, предусмотренного программой, явилось то обстоятельство, что в данном тесте высота перекладины должна меняться в зависимости от роста обследуемой. На практике же учителя физической культуры, как правило, этого не делают, и получаемые результаты не отличаются объективностью.

  Важно отметить, что в основу критерия оценки эффективности экспериментального исследования был положен «принцип отклонений», заключающийся в преимущественном рассмотрении не всех показателей (высоких, выше средних, средних), а тех, которые являются отклонениями от нормы. Именно эти низкие показатели, характеризующие своего рода брак в работе учителей физической культуры, должны в первую очередь служить основанием для принятия в дальнейшем определенных решений в практической деятельности.

  Проведение мониторинга физической подготовленности школьников оказывает положительное влияние на осуществление коррекции даже при элементарном информировании учителей физической культуры о выявляемых отклонениях.

  Эффективность проведения мониторинга существенно повышается при обсуждении с учителями полученных предварительных результатов, проведении курсов повышения квалификации, создании установки на проведение повторного тестирования.

  Для повышения эффективности проведения мониторинга во всех общеобразовательных учреждениях всеми учителями физической культуры необходимо создание системы мониторинга (и его педагогического сопровождения), обеспечивающей реализацию всех функций управления школьным физическим воспитанием.

  Мониторинг качества образования осуществляется по инициативе и под руководством его администрации. Непосредственное проведение работ по сбору, систематизации и обобщению информации может быть возложено на временные рабочие группы, формируемые из числа представителей управленческого звена школы, членов педагогического коллектива, руководителей методических объединений.


Старый Оскол, © Школа № 28

Hosted by uCoz