Эмблема школы

Планета 3

Пояснительная записка

Все поколения людей с интересом всматриваются в тех, кто идёт им на смену. С волнением думают, какими они вырастут, оправдают ли надежды.

В сегодняшних ребятах многое от нашего трудного времени, когда рождаются новые ориентиры. Как сделать, чтобы ребёнок, входя во взрослую жизнь, в сложную систему социальных связей, не потерялся в сфере человече-ских взаимоотношений, духовности, экономике, политике, полностью реали-зовал себя как личность.

Ответить на эти вопросы, создать условия для развития личности ребёнка в тесной взаимосвязи с обществом поможет деятельность детской организации "Звёздная Галактика". Работая по данной программе, члены детской организации получают:

  • интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
  • возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
  • выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;
  • участие в планировании работы детской организации, в выборах органов са-моуправления и возможность быть избранными в них;
  • возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые строи-лись бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.
  • Опираясь на запросы детей в работе детской организации, взрослые ставят перед деятельностью по программе цель:

  • создать условия для всестороннего развития личности ребёнка Итогом реализации данной цели является сформированность у членов детской орга-низации готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.
  • Цель предусматривает задачи по программе, направленные на её достижение.
    1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей, которые способствуют успешной самореализации ребёнка.
    2. Обеспечение защиты прав интересов членов детской организации.
    3. Создание возможности выбора вида деятельности, способов и средств достижения результатов в рамках детской организации.
    4. Вовлечение членов детской организации в различные виды социально значимой деятельности.
    5. Приобщение детей и подростков к общечеловеческим ценностям, оказание помощи в духовном и интеллектуальном развитии, адаптации их к реальной жизни.
    6. Стимулирование самопознания и самовоспитания членов детской организации.
    7. Обучение детей культуре спора, дискуссии, беседы, выбору ценностных ориентации, стимулирование делового соперничества, сотрудничества.
    8. Стимулировать индивидуальную и коллективную творческую деятельность, опираясь на интересы детей.
    9. Возрождение семейных традиций и обычаев, изучение и сохранение обычаев края.
    10. Распространение информации о деятельности детской организации ;
    установление контактов с другими детскими организациями и внешкольными учреждениями. С целью создания максимальных условий для реализации спо-собностей, склонностей интересов учащихся программа включает следующие направления деятельности: краеведение, милосердие, досуг, воспитание активистов и лидеров. Программа деятельности детской организации рассчитана на детей в возрасте 7-13 лет. Учитывая особенное! и возрастных, физических и психологических функций и процессов, программа предусматривает два этапа:
    1 этап - "Путешествие экипажей"- рассчитан на детей, обучающихся в начальных классах (7-9 лет).
    2 этап - "Галактический маршрут"- для учащихся 5-7 классов (10-13 лет).

    Деятельность членов детской организации в рамках программы обеспечивает обогащение опытом общения в детском разновозрастном коллективе, сотрудничестве с педагогическим коллективом, представителями общественных организаций; стимулирует творчество, развитие способностей; и талантов, формирует такие нравственные качества личности, как милосердие, ответственность, совесть, справедливость, солидарность, уважение, человечность, воспитывает культуру поведения, культуру досуга.

    Содержание программы

    Этапы программы

    Программа д/о реализуется в форме путешествия по планетам для 1-4 классов и по созвездиям для 5-7 классов.

    Маршрут путешествия 1-4 классов обозначен на карте. У каждого класса - экипажа есть "бортовой журнал", в котором отражаются результаты участия в мероприятиях, впечатления работ о деле, заметки учителя. О ходе путешест-вия экипажей сообщается в стенной газете, в телепередачах.

    Учащиеся 5-7 классов становятся жителями "звезд", из которых состоят созвездия: "Дружба" (5 класс), "Карусель" (6 класс), "Ровесник" (7 класс).

    Будучи жителями созвездий, ребята выполняют задания по направлениям. У каждого мэра "звезды" есть трудовая книжка, в которой отражается ра-бота всей "звезды" в течение года.

    Кроме того, результаты деятельности "звезд" и экипажей заносятся в "экран галактических соревнований", по итогам которых "звездам" вручается переходная "Полярная Звезда", а экипажам "Флаг лучшего экипажа" - символы отличной работы в д/о.

    Путешествие экипажей 1-4 классов проходит согласно карты, где обозначены остановки на семи планетах. На каждой из планет есть этапы, соответствующие первому, второму или третьему классам, которые должны пройти члены экипажей.

    Маршрут путешествия экипажей:

    1. Планета "УЗНАВАЙКА".
  • ребята первых классов знакомятся со школой, классом, с отрядными вожатыми; выбирают названия и девиз своего экипажа; приходит их торжест-венное посвящение в "СПУТНИК-28" ;
  • остальные малыши узнают о правах школьников, об их обязанностях; третьеклассники принимают участие в открытии и работе "ШКОЛЫ КАПИТАНОВ"

  • 2. Планета "ИГРУНИЯ"
  • на ней ребята узнают, что такое игра, как и где можно играть, знакомиться с разными играми и сами учатся их проводить; принимают участие в неделе "Игротека на перекладине", "Игры на перемене", "Мы не скучаем, в веселые игры играем"

  • 3. Планета "СЮРПРИЗИЯ"
  • Что такое сюрприз? Малыши учатся готовить сюрпризы для друзей, родителей, учителей; сюрпризы изготавливаются под Новый Год в мастерской Деда Мороза

  • 4. Планета "ИСТОРИНКА".
  • Здесь ребята знакомятся с русскими народными танцами, творчеством, разучивают русские народные песни, частушки, сказки, пословицы, поговорки, посещают школьный краеведческий музей и пополняют его новыми экспонатами, принимают участие в фольклорном фестивале "У бабушки в светелке"

  • 5. Планета "ОТВАЖНЫЙ".
  • Кто такие герои? Малыши узнают о нашем городе в годы ВОВ, о ветеранах, о Российской армии, принимают участие в вечере "Памяти павших", конкурсе "Маленький джентльмен"

  • 6. Планета "ВЕСНУШКА".
  • Как наступает весна? Изготовление подарков и открыток для бабушек и мам, выставка поделок "Малыши - любимым мамам", конкурс "Мисс Дюймовочка"

  • 7. Планета "РАДУЖНАЯ".
  • Весенняя неделя для всех ребят "Апрельская радуга". Подведение итогов путешествия за год. На этой планете третьеклассники прощаются со "СПУТНИКОМ - 28", знакомятся с Галактическими маршрутами и созвездиями

  • На первом Галактическом слёте пятиклассники становятся жителями "звезд" из созвездия "Дружба". Мэры этих "звезд" принимаются в Совет созвездия. На каждой "звезде", кроме её мэра, выбирается актив, в который входят: заместитель мэра, вожатые, социальный помощник, сестры милосердия, корреспонденты, затейники, члены "звездного патруля" и "зелёного патруля".

    Каждый член актива входит в соответствующий центр или клуб, поддер-живая таким образом связь учащихся класса со всеми структурами, которые руководят работой д/о по направлениям. Через членов актива каждый класс - "звезда" получает задания, ведётся контроль за их выполнением, подводятся итоги работы "звезды" по направлениям.

    Направления деятельности

    Программа включает в себя четыре направления, учитывающие основные виды деятельности ребят.

    Краеведение "Путешествие к истокам".

    Работа детской организации в этом направлении проходит под девизом: "Хранить память о других - значит, оставлять добрую память о себе". Такая работа помогает детям увидеть себя в зеркале истории своей семьи, своего ро-да, своей страны, формирует у учащихся понимание и осознание исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли в нем.

    Координирует работу по направлению "Краеведение" клуб "Историю". В него входят три объединения: "Зелёный патруль", отряд "Жуковец", "Совет школьного краеведческого музея".

    Члены "Зелёного патруля" обеспечивают работу по экологическому краеведению: проводят беседы с малышами на экологические темы, ухаживают за школьным двором (посадка деревьев и цветов, уход за ними, поддержание чистоты и порядка, озеленение школьного интерьера, работа в школьном "живом" уголке, организация и проведение выставок животных, экологических КВНов, игр и праздников).

    Большое место в направлении "Краеведение" отводится истории нашего края в годы войны. Проводят работу в этом направлении члены отряда "Жуковец". Ими поддерживается связь с дочерью великого полководца М.Г.Жуковой, ведётся с ней переписка. "Жуковцы" проводят встречи с ветеранами войны нашего микрорайона, организуют связь жителей "звезд" с ветеранами, проводят лекции в классах о нашем городе и области в годы ВОВ.

    Совет музея ведёт просветительскую работу среди учащихся о культуре и истории края. В неё входит организация тематических экспозиций и выставок в школьном музее, проведение экскурсий для учащихся 1 -7 классов и гостей детской организации. Руководитель музея Шакалова Наталья Тихоновна организует экскурсионные поездки по историческим и культурным местам Белгородчины. Совет музея даёт задания классам, результаты их выполнения оформляются в фото - и рукописные альбомы.

    Милосердие.

    Как сберечь человеческое в человеке? Как духовно спасти наших детей? Что поможет возрождению общества? Милосердие- это нравственное качест-во личности, которое означает готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. С милосердием связано понятие благотворительности как проявления этого качества в реальных добрых делах и поступках.

    Координирует деятельность детской организации в этом направлении клуб "911". В него входят: первичная организация общества Красного креста, центр "Взаимодействие", центр "Звёздочка", учебный комитет.

    В первичную организацию общества Красного креста входят представители от каждого класса:

  • санитары из 1-4 классов (следят за чистотой в своем кабинете, контро-лируют наличие сменной обуви, оказывают первую помощь);
  • сестры милосердия из 5-7 классов (проведение концертов, бесед" встреч с инвалидами, ветеранами, пожилыми людьми, многодетными семьями; проведение бесед с младшими школьниками о здоровье, акции милосердия по сбору вещей, изготовлению поделок и подарков своим друзьям);
  • санитарная дружина из учащихся 8-11 классов (проводят учёбу санитаров 1-7 классов, лекции и беседы о здоровье и здоровом образе жизни, по оказанию первой медицинской помощи, игры, соревнования, праздники, помога-ют больным людям в городских больницах, детском приюте, санатории). В центр "Взаимодействие" входят социальные помощники из 5-7 классов, которые налаживают и поддерживают связи с Советом общественности микрорайона, комнатой школьников "Старт", Домом ветеранов, ДК "Молодёжный", ДОУ № 52, учебными заведениями и общественными организациями микрорайона.
  • Центр "Звёздочка" тесно работает с подшефным д/с № 52 "Ласточка". В его деятельность входит проведение праздников для малышей, помощь в изготовлении и ремонте игрушек, книг, предметов мебели.

    Учкомы 5-6-7 классов помогают одноклассникам, не успевающим по отдельным предметам, проводят познавательные игры. конкурсы, вечера встреч с интересными людьми.

    Досуг.

    Деятельность учащихся в этом направлении даёт им возможность раскрыть организаторские способности, показать свои таланты, умения, творче-ски подходить к проведению любого мероприятия.

    По данному направлению работа проводится центром "Затейник". В него входят учащиеся 5-7 классов, объединенных целью: найти своё место среди сверстников, сделать жизнь детской организации интересной, насыщенной. Учащиеся занимаются организацией и проведением мероприятий, согласно плана работы детской организации, утвержденного на слёте детской организации.

    График подготовки и дежурства классов на школьных праздниках.

    В центр "Затейник" входит отряд барабанщиков. Его обязанностями являются: обучение ребят игре на барабане, повышение уровня своего мастерства. Отряд принимает участие в школьных и городских праздниках, придавая им торжественность.

    Развитие качеств активистов и лидеров.

    Склонность к лидерству проявляется в раннем детстве и развивается как качество личности, которое является средством самоутверждения и самоопределения личности. Развития лидерских качеств у членов детской организации поощряет стремление к творческому поиску новых форм и методов организации работы.

    Обучение актива детской организации проходит с учётом различных категорий детей, их должностных обязанностей, возрастных особенностей.

    Командиры класса делятся на две ступени: 1 - капитаны экипажей 1,2,3 (4) классов;
    2 - мэры "звёзд" 5,6,7 классов.

    Обучение капитанов начинается с их переходом в третий класс в "Школе капитанов". Ребята знакомятся с направлениями работы д/о, с Уставом, символами и атрибутами, структурой д/о "Звёздная галактика", куда входят и экипажи. В процессе обучения капитаны учат, как сделать объявление в классе, раздать поручения, подготовить дело, заполнить "бортовой журнал".

    Обучению мэров 5 классов уделяется особое внимание, так как ответственность их работы повышается. Помимо общих сборов Совета Галактики, пятиклассники посещают учебу мэров, где учатся тому, как заполнить "трудовую книжку", составить план работы "звезды", написать протокол заседания актива, обратиться с вопросом к классному руководителю. Учёбу мэров 5-х классов проводит Председатель совета Галактики, Президент д/о или старшая вожатая. Обучение мэров б и 7 классов проходит вместе с плановыми заседаниями.

    Большое значение имеет обучение отрядных вожатых, которые входят в Совет друзей экипажей. Вожатые обучаются навыкам общения с малышами, особенностями их поведения и интересов, зависящих от возраста учатся про-ведению подвижных и спокойных игр, игр на внимание, конкурсов загадок, стихотворений, рисунков; приёмам обучения малышей в изготовлении поделок из бумаги, природного материала, умению провести беседу, "живую газету".

    Кроме трёх основных категорий актива учеба также проходит по центрам, клубам и включает подготовку:

  • художников;
  • корреспондентов;
  • затейников;
  • санитаров, сестер милосердия;
  • социальных помощников;
  • теле - и радиоведущих;
  • членов "звездного" и "зеленого" патруля.
  • Учеба актива в данном случае проводится в два этапа:
  • обучение командиров центров и клубов;
  • обучение ими членов центров и клубов.
  • 3. Структура д/о "Звездная Галактика".

    Работа основных структурных единиц подробно описана выше в данной программе, но кроме центров и клубов, координирующих работу д/о по направлениям, действуют и другие структуры: совет друзей экипажей, информационный центр, штаб Галактической помощи полиции.

    В Совет друзей экипажа входят два клуба:
  • "Мастерство вожатого", в него принимаются те вожатые, которые обладают знаниями и умениями работы с малышами;
  • "Скоморохи" (вожатые, умеющие провести любую игру и научить других, собирают "копилку" игр).
  • Большое значение имеет деятельность информационного центра д/о, который включает телерадиокомпанию и прессцентр.

    В поле деятельности ТРК входит выпуск ежедневной телепередачи "Школьные новости", дающей полную информацию для учащихся, учителей, родителей, гостей о жизни не только д/о, но и всей школы, а также выпуск радиопередачи: развлекательной "Планета" и познавательной авторской "СООL - студия".

    Сбором и редактированием материала" съемкой и показом передач занимаются сами ребята. Они учатся быть теле- и радиоведущими, составлять дикторский текст, брать интервью; получают навыки актерского и режиссерского мастерства, учатся съёмкам документальных и художественных фильмов.

    Прессцентр состоит из редакций, газеты "Голос 28 Галактики" и журнала "Ну и ну!".

    "Голос 28 Галактики" - это еженедельная стенная газета отражающая полную информацию о работе д/о в рубриках: "Новости Галактики", "В мире интересного", "Поздравляем", "Объявления", "Детская страничка".

    Школьный рукописный журнал "Ну и ну!" выпускается один раз в месяц. В нем печатаются стихотворения, рассказы, сочинения, истории, написанные членами д/о; их рисунки, поздравления, советы. Редакция журнала проводит для учащихся конкурсы поделок, рисунков, сочинений, фотоконкурсы.

    В штаб "Галактической полиции" входят два объединения:
  • "Звёздный патруль" - это учащиеся 5-7 классов, которые являются помощниками дежурных, наблюдают за соблюдением правил поведения в школе, дисциплиной, дежурят во время проведения праздников, дискотек; выявляют нарушителей, проводят с ними беседы. Члены "Звездного патруля" имеют свои знаки отличия, форму, звания.
  • В отряд "Безопасное движение" входят учащиеся 6-7 классов, которые проводят для ребят беседы о ПДД, юры, соревнования, конкурсы по теме: "Дорога и пешеход". Члены отрада учатся вождению велосипеда" правилам движения по городу, принимают участие в городской игре "Безопасное колесо".

  • 4. Обеспечение деятельности.

    Руководителями д/о "Звездная Галактика" являются старшие вожатые школы. Обеспечение деятельности осуществляется через органы самоуправления, штабы, клубы, центры. Помощь и наставничество оказывают педагоги школы.

    Учителя начальных классов являются членами экипажей и принимают участие в путешествии, оказывая помощь в организации мероприятий, в заполнении бортовых журналов.

    Равноправными членами д/о являются классные руководители, учителя, руководители кружков, библиотекарь. Они выполняют роль консультантов по работе штабов, клубов, центров, советов; по просьбам ребят принимают участие в заседаниях, проводят учёбу, беседы, лекции; оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятий.

    Работа ведётся через организацию коллективно-творческой деятельности, гуманизацию и демократизацию отношений между детьми и взрослыми.

    5. Результаты деятельности.

    Во время путешествия по планетам члены экипажей узнают о своей школе, о городе и крае, о правах и обязанностях школьников, о школьной д/о, об истории русского народа и его подвигах; о настоящем России; умеют рассказать о своем экипаже, поиграть с друзьями, подготовить сюрприз и подарок, спеть песню, принять участие в выставке рисунков.

    Побывав на трех созвездиях, учащиеся 5, 6 и 7 классов узнают о мило-сердии, этикете, истории нашего края, о структуре, символах и атрибутах д/о, о других д/о города. Ребята научатся организовывать и проводить праздники, игры, соревнования, помогать ближнему в трудную минуту, правильно вести себя в общественных местах.

    Деятельность программы создаёт такие условия в детском разновозраст-ном коллективе, когда дружба старших и младших становится необходима и тем, и другим, пускает крепкие корни, а традиции д/о сохраняются и передаются от поколения к поколению. Взаимоотношения детей и взрослых в рамках д/о строятся на основе сотрудничества и равноправия через совместную деятельность в ней.

    Данная программа проходит апробацию с 1993 года и имеет право на её дальнейшее развитие, так как очевидны перспективы:
  • развитие творческой активности детей и подростков;
  • наличие нравственного аспекта;
  • ориентация на саморегуляцию и самоуправление в воспитательном пространстве;
  • контакт с родителями;
  • контакт с общественными и социальными учреждениями;
  • наличие призовых мест, занимаемых в городских конкурсах и смотрах.

  • Старый Оскол, © Школа № 28

    Hosted by uCoz