КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Изменения, происходящие в российском обществе, привели к изменениям целей,
задач и направлений самой структуры воспитательной работы в школе.
Необходимость разработки воспитательной системы была продиктована
результатами исследования социума микрорайона Макаренко, в котором
расположена школа, анализом интересов, настроений и склонностей учащихся.
Микрорайон Макаренко был основан в 1981 г.
В основном он состоит из малосемейных общежитий. Количество жителей 9987 человек.
Анализируя социум, выявлено следующее:
- 75% - населения составляют рабочие
- 20% - пенсионеры
- 5% - служащие
Анализ социального паспорта школы показал, что 86 учащихся проживают
в многодетных семьях. 325 учащихся - в неполных семьях.
1457 учащихся из семей со средним и низким уровнем дохода, 114 из них
находятся за чертой бедности. Количество неблагополучных и проблемных семей - 44.
Такая ситуация заметно ухудшила положение детей из-за снижения жизненного
уровня многих семей; у детей формируются ложные представления
о жизненных ценностях; резко упала дисциплина и правопорядок,
утратилась гражданская ответственность, социальные ценности старшего
поколения отвергнуты, а новые их не заменили.
При анализе состояния воспитательной работы с позиций детей также были выделены проблемы: непонимание ребенка на уровне взаимоотношений: учитель - ученик, ученик - родитель, ученик - ученик, отсутствие условий и возможностей для самореализации, ощущение дискомфорта в школьном коллективе.
С позиции педагогов эти проблемы дополнились новыми: отсутствие духовного начала в воспитательной работе, потеря традиций, исторической памяти, связей поколений, недостаток доброты, терпимости.
С точки зрения общественности названы проблемы, связанные с культурой поведения учащихся, в проявлении девиантного поведения (драки, кражи).
На основании вышеизложенного педагогический коллектив школы принял решение о создании воспитательной системы гуманистического типа.
Концепция воспитательной системы муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов" разработана педагогическим коллективом как необходимый документ, определяющий направления обновления и совершенствования воспитательной деятельности. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания изложены учеными Владимиром Абрамовичем Караковским, Людмилой Ивановной Новиковой, Натальей Леонидовной Селивановой, Николаем Михайловичем Таланчуком, на которые опиралась творческая группа школы при разработке концепции.
Понятие "воспитание". В концепции педагоги школы воспитание рассматривают как целенаправленное управление процессом развития личности, освоения ею системы социальных ролей.
Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Цели и принципы воспитания. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей.
Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового сознания.
В настоящее время усилия педагогов школы целесообразно сосредоточить на решения пяти воспитательных задач:
- формирование у детей готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития личности;
- формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
- развитие у подрастающего человека творчества как черты личности;
- формирование самосознания, осознания собственного "Я", помощь ребенку в самореализации.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в школе целостной воспитательной системы гуманистического типа. Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса.
- Личностный подход. Дифференцированный подход
- Гуманистический подход. Средовой подход
- Природосообразность и Культуросообразность воспитания
Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи обучающимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в свой внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т.е. как бы их "присваивает" себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.
Основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте. Освоение социальных ролей и социальных ценностей происходит через реализацию целевой комплексной программы воспитания школьников "Я гражданин".
|